• twitter
  • facebook
  • vkontakte
  • youtube
  • instagram

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) ЗА 2019 ГОД В ГРАНИЦАХ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АНАЛИЗА СОСТОЯНИЯ КОНКУРЕНЦИИ НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ ЭНЕРГИИ (МОЩНОСТИ) ЗА 2019 ГОД В ГРАНИЦАХ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Амурской области, во исполнение приказа ФАС России от 29.12.2018 №1929/18 «О плане работы ФАС России по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2019-2020 годы», провело анализ состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в Амурской области.

Исследование проводилось в соответствии с Порядком проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденным Приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220, и Методическими рекомендациями по проведению анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в 2019 году, утвержденных 14.02.2020 г. на заседании Комиссии ФАС России по проведению анализа товарных рынков (далее – Методические рекомендации), по следующим параметрам рынка:

1. Общие положения.

2. Временной интервал.

3. Продуктовые границы товарного рынка.

4. Географические границы товарного рынка.

5.Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке.

6. Расчет объема товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

7. Определение уровня рыночной концентрации товарного рынка.

8. Определение барьеров входа на товарный рынок.

9. Оценка состояния конкуренции на товарном рынке.

10. Выводы и предложения.

11. Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности.

12. Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере производства электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности, включая производство электрической энергии в режиме когенерации в Амурской области.

13. Анализ соблюдения хозяйствующими субъектами запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управления в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии (мощности).

 

1.      Общие положения

Целью проведения настоящего анализа является установление доминирующего положения энергосбытовых компаний (в том числе гарантирующих поставщиков электрической энергии (мощности)), осуществляющих деятельность на территории Амурской области.

В ходе проведения анализа состояния конкуренции на розничных рынках электрической энергии (мощности) в Амурской области использовались следующие источники:

  1. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон «О защите конкуренции»);
  2. Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденный приказом ФАС России от 28.04.2010 № 220 (далее - Порядок);
  3. Федеральный закон от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Закона «Об электроэнергетике»);
  4. Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения функционирования розничных рынков электрической энергии);
  5. «ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности» (утв. Приказом Росстандарта от 31.01.2014 № 14-ст) (ред. от 14.11.2019) (далее – ОКВЭД).
  6. ГОСТ Р 53905-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Энергосбережение. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 09.11.2010 № 350-ст) (ред. от 18.09.2018).
  7. ГОСТ Р 54130-2010 «Национальный стандарт Российской Федерации. Качество электрической энергии. Термины и определения» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 21.12.2010 № 840-ст).
  8. Схема и программа развития электроэнергетики Амурской области на период 2018-2022 гг., утвержденная распоряжением губернатора Амурской области от 24.04.2018 № 42-р.

Источником исходной информации также являются сведения Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, а также представленные в Амурское УФАС России данные о результатах хозяйственной деятельности субъектов розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области.

Основные термины, используемые в аналитическом отчете:

Электроэнергетика – отрасль экономики Российской Федерации, включающая в себя комплекс экономических отношений, возникающих в процессе производства (в том числе производства в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии), передачи электрической энергии, оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, сбыта и потребления электрической энергии с использованием производственных и иных имущественных объектов (в том числе входящих в Единую энергетическую систему России), принадлежащих на праве собственности или на ином предусмотренном федеральными законами основании субъектам электроэнергетики или иным лицам. Электроэнергетика является основой функционирования экономики и жизнеобеспечения.

Электрическая энергия – термин, под которым подразумевается энергия, заключенная в электрическом поле.

Розничные рынки электрической энергии – сфера обращения электрической энергии вне оптового рынка с участием потребителей электрической энергии.

Субъекты розничных рынков электрической энергии – участники отношений по производству, передаче, купле-продаже (поставке) и потреблению электрической энергии (мощности) на розничных рынках электрической энергии, а также по оказанию услуг, которые являются неотъемлемой частью процесса поставки электрической энергии потребителям. К таким субъектам относятся:

- потребители электрической энергии;

- поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики (коммерческая организация, которой в соответствии с законодательством Российской Федерации присвоен статус гарантирующего поставщика, которая осуществляет энергосбытовую деятельность и обязана в соответствии с настоящим Федеральным законом заключить договор энергоснабжения, договор купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности) с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии либо с лицом, действующим от своего имени или от имени потребителя электрической энергии и в интересах указанного потребителя электрической энергии и желающим приобрести электрическую энергию), производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 Закона «Об электроэнергетике»);

- территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии;

- субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.

Поставщики электрической энергии и покупатели электрической энергии вправе заключать договоры, в которых содержатся элементы различных договоров (смешанные договоры).

Договором купли-продажи, договором поставки электрической энергии (мощности) может быть предусмотрена обязанность поставщика заключить договор оказания услуг по передаче электрической энергии потребителям с сетевой организацией от имени потребителя электрической энергии или от своего имени, но в интересах потребителя электрической энергии.

Потребитель электрической энергии свободен в выборе контрагента по договору купли-продажи, договору поставки электрической энергии. Сетевая организация не вправе отказать потребителю электрической энергии в заключении договора оказания услуг по передаче электрической энергии по основаниям, связанным с выбором потребителем электрической энергии определенного поставщика электрической энергии.

 

2.      Временной интервал исследования товарного рынка

 

В связи с тем, что настоящее исследование ограничивается изучением характеристик розничного рынка электрической энергии (мощности), которые сложились до момента его проведения, анализ носит ретроспективный характер.

Временным интервалом исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области в соответствии с Методическими рекомендациями является 2019 год.

 

 

  1. Продуктовые границы товарного рынка

 

Определение продуктовых границ товарного рынка представляет собой процедуру выявления товара, не имеющего заменителя или взаимозаменяемых товаров, обращающихся на одном и том же товарном рынке.

В данном случае в качестве товара выступает электрическая энергия. Производство, купля-продажа и потребление электрической энергии осуществляется одновременно с мощностью, поэтому невозможно рассматривать рынок электрической энергии и рынок мощности отдельно, рынок электрической энергии (мощности) является единым.

Электроэнергия используется во всех сферах жизнедеятельности человека, непосредственно участвует в процессе создания других видов продукции, но при этом обладает совокупностью специфических свойств, отличающих ее от других товаров.

Электрическая энергия как товарная продукция отличается тем, что само её существование проявляется в потреблении, расходовании. По своим функциональным назначениям электроэнергия не может быть сравнима с другими товарами, что свидетельствует об отсутствии товара-заменителя на исследуемом товарном рынке.

В соответствии с пунктом 3.4 Порядка проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке, определение товара может быть проведено на основе:

- условий договора, заключенного в отношении товара;

- нормативных актов, регулирующих соответствующую деятельность;

- общероссийских классификаторов продукции, работ, услуг, видов экономической деятельности.

В Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности (ОКВЭД) установлен Раздел 35 «Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха», включающий группировку «Торговля электроэнергией» (код 35.14), которая предусматривает:

- продажу электроэнергии пользователю;

- контроль над подачей электроэнергии и пропускной способностью.

Электрическая энергия по своим функциональным назначениям не может быть сравнима с другими товарами, таким образом, взаимозаменяемые товары на рассматриваемом рынке отсутствуют.

Таким образом, продуктовыми границами рынка является «электрическая энергия (мощность)».

 

  1. Географические границы товарного рынка

 

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции», товарный рынок является сферой обращения товара, который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Географические границы исследуемого товарного рынка, в соответствии с Методическими рекомендациями, должны соответствовать границам зон деятельности хозяйствующих субъектов, которым присвоен статус гарантирующего поставщика в соответствии с Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения).

Географическими границами деятельности энергосбытовых организаций, созданных в результате реорганизации АО-энерго (далее – АО-энергосбыт), являются административные границы соответствующего субъекта Российской Федерации.

В случае, если на территории субъекта Российской Федерации осуществляют деятельность несколько энергосбытовых компаний, которым присвоен статус гарантирующего поставщика, географическими границами деятельности данных компаний являются границы, определенные уполномоченным органом исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

В соответствии с пунктом 198 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, гарантирующими поставщиками со дня вступления в силу Основных положений являются организации, которые на эту дату имеют присвоенный им в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке статус гарантирующего поставщика, а именно:

  • назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками акционерные общества энергетики и электрификации и (или) энергосбытовые организации, созданные в результате реорганизации акционерных обществ энергетики и электрификации, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;
  • назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками энергоснабжающие организации, осуществлявшие поставку электрической энергии в объеме не менее 50 млн. кВт·ч в год для снабжения граждан и (или) финансируемых за счет средств бюджетов различных уровней потребителей, энергопринимающие устройства которых были присоединены к принадлежащим таким организациям на праве собственности или ином законном основании электрическим сетям, либо энергосбытовые организации, которые в порядке правопреемства или на ином законном основании приобрели права и обязанности таких энергоснабжающих организаций по договорам энергоснабжения и получили статус гарантирующего поставщика, если при этом такие энергоснабжающие (энергосбытовые) организации не утратили этот статус с 1 января 2010 года в связи с невыполнением требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о получении до 1 января 2010 года права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;
  • назначенные в 2006 году гарантирующими поставщиками энергосбытовые организации, принявшие на себя на основании соглашения с единым хозяйствующим субъектом на железнодорожном транспорте обязательства по снабжению электрической энергией потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании указанному единому хозяйствующему субъекту, если при этом такие энергосбытовые организации не утратили статус гарантирующего поставщика с 1 января 2010 года в связи с невыполнением требования законодательства Российской Федерации об электроэнергетике о получении до 1 января 2010 года права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке по группе точек поставки, соответствующей ее зоне деятельности в качестве гарантирующего поставщика, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;
  • назначенные гарантирующими поставщиками в 2006 году хозяйствующие субъекты, эксплуатирующие объекты электросетевого хозяйства или генерирующие объекты, технологически не связанные с Единой энергетической системой России и технологически изолированными территориальными электроэнергетическими системами, если потребители, энергопринимающие устройства которых присоединены к таким объектам, не имели договоров энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) с организациями, указанными в абзацах втором - четвертом пункта 198 Основных положений, либо организации, которые получили статус гарантирующего поставщика в отношении зоны деятельности указанных гарантирующих поставщиков до дня вступления в силу Основных положений;
  • энергосбытовые организации, определенные актом Правительства Российской Федерации в целях снабжения электрической энергией организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, и осуществляющие энергоснабжение указанных организаций и иных потребителей (юридических и физических лиц), энергопринимающие устройства которых технологически присоединены к электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании организациям, находящимся в ведении Министерства обороны Российской Федерации и (или) образованным во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».

Границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений.

Гарантирующими поставщиками с 1 октября 2012 года являются указанные организации, которые не утратили статус гарантирующего поставщика в соответствии с пунктом 229 Основных положений. При этом границами зон деятельности каждого из таких гарантирующих поставщиков являются границы, закрепленные за соответствующим гарантирующим поставщиком в установленном законодательством Российской Федерации об электроэнергетике порядке на день вступления в силу Основных положений с учетом их изменения в соответствии с пунктом 229 Основных положений.

В Амурской области в 2019 году 6 хозяйствующих субъектов имели статус гарантирующего поставщика, который был им присвоен на основании приказов Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области.

По представленной информации Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (исх. от 20.02.2020 № 06-03-369, вх. от 21.02.2020 № 726), в 2019 году отсутствовали хозяйствующие субъекты, которым был впервые присвоен статус гарантирующего поставщика, либо которые были лишены данного статуса. С 01.01.2019 г. на оптовый рынок электрической энергии вышла энергосбытовая компания <…>.

Субъекты генерации, участвующие в процессе ценообразования, у которых заключены соответствующие договоры купли-продажи электрической энергии (мощности), по сведениям Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, на территории Амурской области отсутствуют.

 

 

 

Таблица 1

Перечень гарантирующих поставщиков электроэнергии в 2019 году и географические границы их деятельности

№ п/п

Наименование гарантирующего поставщика

Географические границы деятельности гарантирующего поставщика

1

ПАО «Дальневосточная энергетическая компания»

(в лице филиала «Амурэнергосбыт»)

Амурская область, за исключением: с. Осежено и с. Игнашино Сковородинского района; с. Апрельский Магдагачинского района; с. Бысса Селемджинского района; п. Снежногорский Зейского района.

Зона деятельности ПАО «ДЭК» в качестве гарантирующего поставщика э/энергии являются административные границы Амурской области, за исключением установленных зон деятельности других гарантирующих поставщиков.

2

ООО «Свет»

с. Бысса Селемджинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Свет»

3

ООО «Теплоэнергия»

с. Осежено Сковородинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Теплоэнергия»

4

ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения»

п. Апрельский Магдагачинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «МКТ»

5

ООО «Энергия 5»

п. Снежногорский Зейского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей ООО «Энергия 5»

6

ООО «Игнашино ДЭС»

с. Игнашино Сковородинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей – воздушные линии с. Игнашино

Таким образом, географические границы исследования рынка (Амурская область) совпадают с зонами деятельности гарантирующих поставщиков Амурской области, а именно:

  • административные границы Амурской области (за исключением: с. Осежено и с. Игнашино Сковородинского района; с. Бысса Селемджинского района; п. Снежногорский Зейского района; п. Апрельский Магдагачинского района);
  • территории перечисленных выше населенных пунктов Амурской области по границе балансовой принадлежности электрических сетей сетевых организаций, к которым присоединены энергопринимающие устройства потребителей, подлежащих обслуживанию соответствующими энергоснабжающими организациями.

 

  1. Определение состава хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке

Амурская область входит в состав Дальневосточного федерального округа. На юге она граничит с Китаем, на западе – с Забайкальским краем, на севере – с Республикой Саха (Якутия) и на востоке – с Хабаровским краем и Еврейской автономной областью. Климат региона носит относительно благоприятный континентально-муссонный характер и богатую природно-ресурсную базу.

Административным центром Амурской области является город Благовещенск. Согласно открытым информационным данным на сайте Федеральной службы государственной статистики в Базе данных показателей муниципальных образований (https://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst10/DBInet.cgi), по состоянию на 01 января 2019 года общая численность жителей г. Благовещенска составила 231 071 человек. 

Наиболее крупными городами области (с численностью населения более 30 тыс. человек) являются: Благовещенск, Белогорск, Свободный, Тында.

Энергосистема (далее – ЭС) Амурской области находится в операционной зоне Филиала АО «СО ЕЭС» Амурское РДУ, входит в состав объединённой энергетической системы (ОЭС) Востока и граничит с ОЭС Сибири (ВЛ 220 кВ), ЭС Хабаровского края и ЕАО (ВЛ 500 – 220 кВ), с ЭС Республики Саха (Якутия)
(ВЛ 220 кВ, 2 КВЛ 220 кВ, ВЛ 35 кВ), с ЭС КНР (ВЛ 500 – 220 – 110 кВ):

с ОЭС Сибири:

- ВЛ 220 кВ Ерофей Павлович/т – Чичатка;

- ВЛ 220 кВАмазар – Аячи/т;

ОЭС Востока и ОЭС Сибири работают изолировано с возможностью параллельной несинхронной работы через вставку постоянного тока (далее – ВПТ) ПС 220 кВ Могоча;

С ЭС Хабаровского края и ЕАО:

- ВЛ 500 кВ Бурейская ГЭС – Хабаровская № 1;

- ВЛ 500 кВ Бурейская ГЭС – Хабаровская № 2;

- ВЛ 220 кВ Февральская – Этеркан;

- ВЛ 220 кВ Архара – Облучье с отпайкой на ПС Тарманчукан/т;

- ВЛ 220 кВ Ядрин/т – Облучье;

с ЭС Республики Саха (Якутия) (Южно-Якутский энергорайон):

- КВЛ 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС – Тында I цепь с отпайкой на ПС НПС-19;

- КВЛ 220 кВ Нерюнгринская ГРЭС – Тында II цепь с отпайкой на ПС НПС-19;

- ВЛ 35 кВ Хани – Хани 2;

- ВЛ 220 кВ Юктали – Хани с отпайкой на ПС Олёкма.

с ЭС КНР:

- ВЛ 500 кВ Амурская – Хэйхэ;

- ВЛ 220 кВ Благовещенская – Айгунь I цепь;

- ВЛ 220 кВ Благовещенская – Айгунь II цепь;

- ВЛ 110 кВ Благовещенск – Хэйхэ.

В состав ЭС Амурской области входят 5 электростанций, общей установленной мощностью 4166 МВт, в том числе 3 гидростанции – 3660 МВт и 2 тепловые электростанции - 506 МВт.

В состав ЭС Амурской области входят сети напряжением 500 – 220 кВ ПАО «ФСК ЕЭС», 110 – 35 кВ и 10-0,4 кВ АО «ДРСК» и 12-ти других сетевых организаций.

В состав хозяйствующих субъектов, действующих на розничном рынке электрической энергии (мощности), включаются хозяйствующие субъекты, реализующие в его границах электрическую энергию (мощность) в пределах определенного временного интервала исследования.

Так, в состав хозяйствующих субъектов, действующих на исследуемом рынке, входят:

- гарантирующие поставщики,

- независимые энергосбытовые организации,

- производители электрической энергии (мощности) на розничном рынке.

Покупателями являются лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд (в том числе промышленные предприятия, коммерческие и некоммерческие организации, сельхозпроизводители, население и другие).

В 2019 году на территории Амурской области осуществляли деятельность 6 гарантирующих поставщиков, 8 независимых энергосбытовых организаций, 14 территориальных сетевых организаций и 5 производителей электрической энергии (мощности), вырабатываемой дизельными электростанциями (в некоторых случаях один хозяйствующий субъект отнесен к нескольким субъектам исследуемого рынка).

В статусе гарантирующего поставщика в 2019 году находилась 1 энергосбытовая организация: ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт»), а также 5 производителей электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями: ООО «Свет», ООО «Теплоэнергия», ООО «Энергия 5» , ООО «Игнашино ДЭС» (присвоен статус гарантирующего поставщика приказом от 19.01.2018 №1-пр/э), ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения» (присвоен статус гарантирующего поставщика приказом от 13.06.2018 №46-пр/э).

Крупнейшими электросетевыми компаниями на территории Амурской области является филиал АО «ДРСК» «Амурские электрические сети» и филиал ПАО «ФСК ЕЭС» – МЭС Востока.

Продавцами на розничном рынке электроэнергии (мощности) в административных границах Амурской области (за исключением: с. Осежено и с. Игнашино Сковородинского района; с. Бысса Селемджинского района; п. Снежногорский Зейского района; п. Апрельский Магдагачинского района) являются 8 хозяйствующих субъектов: 1 гарантирующий поставщик – ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Амурэнергосбыт»), являющееся и гарантирующим поставщиком, и независимой энергосбытовой компанией, а также независимые энергосбытовые компании: ООО Русэнергосбыт», ООО «Русэнергоресурс», ООО «Транснефтьэнерго», ЗАО «ННК-Энерго», ООО «Инженерные изыскания», ООО «РН-Энерго», ООО «Ижевская энергосбытовая компания». Все перечисленные независимые энергосбытовые компании осуществляли в 2019 году розничную реализацию электрической энергии в зоне деятельности гарантирующего поставщика – ПАО «ДЭК» (филиал «Амурэнергосбыт»).

<…>

<…>

Суммируя вышеизложенное, продавцами на розничном рынке электрической энергии (мощности) в Амурской области в исследуемом временном периоде (2019 год) являются гарантирующие поставщики, указанные в Таблице 1, а также независимые энергосбытовые организации. Сведения о продавцах электрической энергии (мощности) рассматриваемого рынка приведен в Приложении 1.

 

  1. Объем товарного рынка и доли хозяйствующих субъектов на рынке

Расчет общего объема розничного рынка электрической энергии (мощности) за 2019 год в установленных продуктовых и географических границах исследования, в соответствии с Методическими рекомендациями, проводился на основании данных хозяйствующих субъектов, действующих на рынке об объемах продаж (поставок) электроэнергии в натуральном выражении (кВт.ч).

В Амурской области основной объем электроэнергии, продаваемой на розничном рынке, приобретается, как правило, на рынке оптовом. Приобретатели электрической энергии на оптовом рынке не конкурируют с хозяйствующими субъектами-производителями электрической энергии на дизельных электростанциях в силу технологической обособленности последних.

В 2019 году объем электрической энергии, поставленной на розничные рынки Амурской области, составил около 7 064 658 300,00 кВт.ч., основной объем поставок приходится на <…> и <…>.

<…>

Расчеты по долям, занимаемым субъектами товарного рынка, приведены в Приложении 2.

Объем исследуемого розничного рынка электрической энергии определяется как сумма объемов продажи (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями (в том числе гарантирующими поставщиками), производителями электрической энергии (мощности) на розничном рынке, осуществляющими деятельность по купле-продаже (поставке) электрической энергии (мощности) в соответствующих географических границах. При этом не допускается повторный учет одного и того же товара.

Доля хозяйствующего субъекта на розничном рынке электрической энергии (мощности) рассчитывается как выраженное в процентах отношение показателя, характеризующего объем товарной массы, поставляемой данным хозяйствующим субъектом на рассматриваемый товарный рынок, к показателю, характеризующему объем рассматриваемого товарного рынка.

Доля группы лиц на розничном рынке электрической энергии (мощности) определяется как сумма долей хозяйствующих субъектов, действующих на одном рынке и составляющих группу лиц в соответствии с частью 1 статьи 9 Закона о защите конкуренции.

Совокупная доля хозяйствующих субъектов, доминирующее положение которых устанавливается по правилам, предусмотренным частью 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции, определяется как сумма долей таких хозяйствующих субъектов или их групп лиц.

Согласно проведенному анализу представленных данных, Амурским УФАС России выявлена принадлежность двух независимых энергосбытовых организаций к одной группе лиц – <…> и <…>.

 

Таблица 2

Объем поставок электрической энергии

на розничный рынок электроэнергии Амурской области в 2019 году

 

Наименование хозяйствующего субъекта

Объем поставки  электроэнергии на розничный рынок

в 2019 году, кВт.ч

Доля

ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт»)

<…>

<…>

ООО «Русэнергосбыт»

<…>

<…>

ООО «Транснефтэнерго»

<…>

<…>

ООО «Русэнергоресурс»

<…>

<…>

ООО «Инженерные изыскания»

<…>

<…>

ООО «Ижевская энергосбытовая компания»

<…>

<…>

АО «ННК-Энерго»

<…>

<…>

ООО «РН-Энерго»

<…>

<…>

Производители электрической энергии (мощности)

<…>

ООО «Игнашино ДЭС»

<…>

ООО «Энергия 5»

<…>

ООО «Свет»

<…>

ООО «Магдагачинская компания теплоснабжения»

<…>

ООО «Теплоэнергия»

<…>

ИТОГО

7 064 658 300,00

100,0

 

Данные об объемах продаж (поставок) электрической энергии (мощности) энергосбытовых организаций и производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке Амурской области за 2019 год и доли, занимаемые данными организациями на розничном рынке электроэнергии (мощности) в соответствующих географических границах, приведены в Таблице 3.

 

 

Таблица 3

 

Объем продаж (поставок) электроэнергии (мощности) энергосбытовых организаций и производителей электрической энергии (мощности) на розничном рынке Амурской области за 2019 год

Наименование хозяйствующего субъекта

Наименование товара, работ, услуг

Объем продаж (поставок) электроэнергии, кВт.ч.

Доля, %

Географические границы товарного рынка

Гарантирующий поставщик № 1 (АО-энергосбыт)

ПАО «Дальневосточная энергетическая компания»

(в лице филиала «Амурэнергосбыт»)

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

Административные границы Амурской области, за исключением: с. Осежено, с.Игнашино Сковородинского района; с.Бысса Селемджинского района; п.Снежногорский Зейского района; п.Апрельский  Магдагачинского района

Энергосбытовая организация

ООО «Русэнергосбыт»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

Амурская область (учет в разрезе муниципальных образований не ведется)

Энергосбытовая организация

ООО «Транснефтьэнерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

Свободненский, Архаринский, Бурейский, Мазановский районы по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «Дальневосточная распределительная сетевая компания» - «Амурские электрические сети»

Магдагачинский, Тындинский, Шимановский, Завитинский районы по границе балансовой принадлежности электрических сетей ОАО «ФСК ЕЭС» - Магистральные электрические сети Востока

Энергосбытовая организация

ООО «Русэнергоресурс»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

Амурская область, по границе балансовой принадлежности электрических сетей ПАО «ФСК ЕЭС» и АО «ДРСК»

Энергосбытовая организация

ООО «Инженерные изыскания»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

с. Первомайское Тындинского района, по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»

Энергосбытовая организация

ООО «Ижевская энергосбытовая компания»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

г.  Райчихинск по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «Дальневосточная распределительная сетевая компания»

Энергосбытовая организация

АО «ННК-Энерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

г. Благовещенск по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «ДРСК», ОАО «АКС»;

 г. Райчихинск по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «ДРСК», АО «Оборонэнерго»;

 г. Белогорск по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «ДРСК», МУП «Городские электрические сети», МУП «Ромненские коммунальные сети»;

 г. Шимановск по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «ДРСК»;

 г. Тында по границе балансовой принадлежности электрических сетей МУП «Горэлектротеплосеть»; г. Тыгда по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «ДРСК», ОАО «АКС», ООО «Предприятие Зейские электрические сети»;

 г. Свободный по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «ДРСК»;

 г. Сковородино по границе балансовой принадлежности электрических сетей АО «ДРСК», ОАО «РЖД»

Энергосбытовая организация

ООО «РН-Энерго»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

Амурская область по границе электрических сетей ОАО «Амурские коммунальные системы», филиал «Амурские электрические сети ОАО «ДРСК», МУП «Электросети», ЗАТО Углегорск, МУП «Городские энергетические сети»

ИТОГО:

7062176914

 

100%

-

 

 

Гарантирующий поставщик № 2

ООО «Игнашино ДЭС»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

с. Игнашино Сковородинского района по границе балансовой принадлежности электрических сетей – воздушные линии с. Игнашино

 

ИТОГО:

<…>

100%

 

 

Гарантирующий поставщик № 3

ООО «Свет»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

с. Бысса Селемджинского района в границах группы точек поставки в отношении генерирующего оборудования                      ООО «Свет»

ИТОГО:

<…>

100%

 

 

Гарантирующий поставщик № 4

ООО «Энергия 5»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

п. Снежногорский Зейского района в границах группы точек поставки в отношении генерирующего оборудования                        ООО «Энергия 5»

ИТОГО:

 

<…>

100%

-

Гарантирующий поставщик № 5

ООО «Теплоэнергия»

 

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

с. Осежено Сковородинского района в границах группы точек поставки в отношении генерирующего оборудования                        

ООО «Теплоэнергия»

ИТОГО:

 

<…>

100%

-

Гарантирующий поставщик № 6

ООО «Магдагачинская компания теплосабжения»

Купля-продажа (поставка) электрической энергии

<…>

<…>

п. Апрельский Магдагачинского района в границах группы точек поставки в отношении генерирующего оборудования                       

ООО «МКТ»

ИТОГО:

 

<…>

100%

-

Таблица 3 показывает, что в Амурской области на так называемых локальных рынках купли-продажи (поставки) электроэнергии сохраняется монопольная структура рынка, где функционирует по одной энергосбытовой организации (гарантирующему поставщику), доля каждой из которых в соответствующих географических границах составляет 100 %.

В то же время на розничном рынке электроэнергии в административных границах Амурской области – в границах зоны деятельности гарантирующего поставщика ПАО «ДЭК» (филиал «Амурэнергосбыт»), осуществляли деятельность 7 энергосбытовых организаций: ООО «Русэнергосбыт», ООО «Транснефтьэнерго», ООО «Русэнергоресурс», АО «ННК-Энерго», ООО «Инженерные изыскания», ООО «РН-Энерго», ООО «Ижевская энергосбытовая компания», не являющиеся гарантирующими поставщиками, совокупная рыночная доля которых составила <…>.

<…> занимает лидирующее положение по объемам продаж на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области и занимает долю в <…> % от общей доли реализации электрической энергии (мощности) на рассматриваемом товарном рынке. Общество обладает значительным рыночным потенциалом и имеет возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на рынке.

 

  1. Уровень концентрации товарного рынка

Для определения уровня концентрации товарного рынка в соответствии с пунктом 7.1 Порядка используются коэффициент рыночной концентрации (CR) и индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана (HHI).

Коэффициент рыночной концентрации определяется как сумма долей на товарном рынке (выраженных в процентах) определенного числа крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на товарном рынке:

                                                                                                     n   

CR=SUM   D,

                                                                                                     i=1         i

где:

D – выраженная в процентах доля i-го крупнейшего хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

n – число рассматриваемых крупнейших хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Для целей настоящего анализа коэффициент рыночной концентрации рассчитывался для трех крупнейших хозяйствующих субъектов в установленных географических границах – СR3.

Для розничного рынка электрической энергии (мощности) в зоне деятельности гарантирующего поставщика ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (филиал «Амурэнергосбыт») в административных границах Амурской области в 2019 году коэффициент рыночной концентрации (CR-3) составил 98,24%:

 

<…>

<…>

<…>

53%

39,44%

5,8%

Итого: 98,24 %

 

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана рассчитывается как сумма квадратов долей (выраженных в процентах) на товарном рынке всех хозяйствующих субъектов, действующих на данном рынке.

                                                                                                         N             2

HHI=SUM   D,

                                                                                                       i=1         i

где:

D – выраженная в процентах доля i-го хозяйствующего субъекта, действующего на товарном рынке,

N – общее число хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана составил  4219,8:

 

 

Наименование энергосбытовой организации

Доля, занимаемая хозяйствующим субъектом

Квадрат доли

ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт»)

<…>

<…>

ООО «Русэнергосбыт»

<…>

<…>

ООО «Транснефтэнерго»

<…>

<…>

ООО «Русэнергоресурс»

<…>

<…>

ООО «Инженерные изыскания»

<…>

<…>

ООО «Ижевская энергосбытовая компания»

<…>

<…>

АО «ННК-Энерго»

<…>

<…>

ООО «РН-Энерго»

<…>

<…>

ИТОГО:

4219,8

 

В соответствии с различными значениями коэффициента рыночной концентрации и индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана  выделяются следующие уровни концентрации товарного рынка:

- высокий: при 70% <= CR3 <= 100% или 2000 <= HHI <= 10000

- умеренный: при 45% <= CR3 < 70% или 1000 <= HHI < 2000

- низкий: при CR3 < 45% или HHI < 1000.

Оба показателя свидетельствуют о том, что рассматриваемый товарный рынок относится к типу рынков с высокой степенью концентрации, поскольку значение коэффициента рыночной концентрации составляет более 70%, а значение индекса Герфиндаля-Гиршмана более 2000.

В связи с тем, что на остальных локальных розничных рынках электроэнергии, сложившихся в Амурской области, действует по одному хозяйствующему субъекту с долей 100%, расчет коэффициента рыночной концентрации является нецелесообразным. Значение индекса рыночной концентрации Герфиндаля-Гиршмана для каждого из рынков составляет 10000, что свидетельствует о высокой степени их концентрации в условиях неразвитой конкуренции.

 

  1. Барьеры входа на товарный рынок

Процедура определения обстоятельств или действий, препятствующих или затрудняющих и ограничивающих хозяйствующим субъектам начало деятельности на товарном рынке (определение барьеров входа на товарный рынок), в соответствии с пунктом 8.1 Порядка включает выявление наличия или отсутствия барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок и определение преодолимости выявленных барьеров входа на рассматриваемый товарный рынок.

Амурское УФАС России в рамках исследования розничного рынка электрической энергии (мощности) Амурской области провело опрос хозяйствующих субъектов, действующих на данном товарном рынке, на предмет наличия барьеров, с которыми они сталкиваются в процессе осуществления деятельности, а также барьеров входа на данный рынок новых участников.

По мнению ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в лице филиала «Амурэнергосбыт»), основным барьером, существующим на рынке, являются пробелы отраслевого законодательства, отсутствие действенных мер со стороны органов государственной власти в отношении злостных неплательщиков, способствующие накоплению задолженности за поставленную электроэнергию. При этом, по мнению ПАО «ДЭК», законодательство предоставляет гарантирующему поставщику электрической энергии право на введение ограничения электропотребления должников. Вместе с тем, применение ПАО «ДЭК» санкций при ненадлежащем исполнении потребителями услуг своих обязательств по оплате электроэнергии фактически невозможно вследствие осуществления органами государственной власти, местного самоуправления действий, способствующих продолжению неоплачиваемого отпуска электроэнергии (практика по передаче муниципального имущества в сфере жизнеобеспечения населения от крупных должников иным лицам, вынесение надзорными органами актов реагирования и обращения в суд с исками о запрете введения ограничений в отношении указанных групп потребителей при наличии задолженности). Данная проблема, по мнению организации,  в текущий период является непреодолимой.

 Неплатежи потребителей на розничном рынке электрической энергии приводят к риску невыполнения обязательств ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» на оптовом рынке электрической энергии и мощности перед транспортировщиками электроэнергии, возникновению необусловленных экономической ситуацией убытков, что ставит под угрозу надежность энергоснабжения Амурской области и выполнение социальных обязательств Общества.

Гарантирующий поставщик ООО «Игнашино ДЭС» указал на значительное повышение цен на дизельное топливо у поставщиков, что составило превышение до 25% реальной цены над заложенной в тарифе. Из-за высоких тарифов население зачастую отказывается оплачивать потребленные услуги.

ООО «Энергия 5», являясь также гарантирующим поставщиком, в качестве барьеров сообщает о высокой стоимости горюче-смазочных материалов, удаленности территории, транспортной недоступности.

Независимая энергосбытовая компания АО «ННК-Энерго» в качестве факторов, сдерживающих развитие компании, указывает отсутствие конкуренции в области производства, транспортировки и распределения электроэнергии (мощности), вследствие чего выбор поставщиков услуг энергоснабжения для потребителя не связан с получением экономической выгоды.

Перечисленные барьеры входа на рынок относятся к труднопреодолимым и являются существенным фактором, сдерживающим развитие конкуренции на розничном рынке электроэнергии (мощности).

 

9–10 Оценка состояния конкуренции на товарном рынке. Выводы и предложения.

В целом ситуация на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области в 2019 году по сравнению с предыдущим годом существенно не изменилась. Рынок продолжает оставаться в условиях неразвитой конкуренции и характеризуется высокой степенью экономической концентрации.

Амурское УФАС России в соответствии с Методическими рекомендациями дополнительно направляет следующие сведения (согласно перечню):

  1. Амурское УФАС России в 2019 году не обращалось в суд с заявлениями о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.
  2. Субъекты генерации, участвующие в процессе ценообразования, у которых заключены соответствующие договоры купли-продажи электрической энергии (мощности) с субъектами розничных рынков электрической энергии (мощности), на территории Амурской области отсутствуют (согласно представленным данным Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области).
  3. Сведения о конечных выгодоприобретателях энергосбытовых компаний и гарантирующих поставщиков, осуществляющих деятельность на территории Амурской области в 2019 году, представлены в Приложении 3.

Амурское УФАС России исследовало состояние конкурентной среды на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Амурской области. Всего проанализирована деятельность 13 энергосбытовых компаний, из них 6 имели статус гарантирующего поставщика.

Доля гарантирующего поставщика – <…> по реализации электрической энергии потребителям в 2019 году в общем объеме реализации (поставки) электрической энергии (мощности) энергосбытовыми организациями, в том числе гарантирующими поставщиками, является самой значительной (<…> %).

По результатам расчетов количественных показателей структуры рынка – индекса экономической концентрации и коэффициента Герфиндаля-Гиршмана установлено, что в 2019 году, как и в предыдущие годы, розничный рынок электрической энергии (мощности) в Амурской области характеризовался высоким уровнем концентрации и неразвитой конкуренцией.

При проведении анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) установлены следующие хозяйствующие субъекты, занимающие на исследуемом рынке долю более 35%:

- <…>;

- <…> и <…>, входящие в одну группу лиц с совокупной долей <…>.

Согласно части 1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам. Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

1) доля которого на рынке определенного товара превышает пятьдесят процентов, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;

2) доля которого на рынке определенного товара составляет менее чем пятьдесят процентов, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

В целях признания доминирующими хозяйствующих субъектов, с соблюдением части 2.1 статьи 5 Закона «О защите конкуренции», в рамках анализа рынка, были запрошены: информация о выручке хозяйствующих субъектов, осуществляющих продажу электрической энергии на розничном рынке электрической энергии; перечень лиц, входящих в одну группу с участниками розничного рынка электроэнергии.

<…>

Доли, занимаемые <…> и <…> за последние 4 года представлены в Таблице 4.

  

  Таблица 4

Наименование организации

Доля, занимаемая хозяйствующим субъектом

2016 год

2017 год

2018 год

2019 год

<…>

51,98%

52,11%

50,63%

53%

<…>

39,80%

39,58%

39,38%

37%

(совокупно с <…>)

 

 

Учитывая, что доли <…> и <…> в течение последних четырех лет подвержены незначительным изменениям, данные организации имеют возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области, можно сделать вывод, что данные хозяйствующие субъекты занимают доминирующее положение.

Следовательно, можно сделать следующие выводы:

1) <…>  занимает доминирующее положение в границах Амурской области, в пределах границ деятельности, установленных Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области, для <…> как гарантирующего поставщика;

2) <…> занимает доминирующее положение в границах деятельности гарантирующего поставщика <…>  на территории Амурской области.

3) положение производителей электрической энергии, вырабатываемой дизельными электростанциями на территории Амурской области, в рамках данного анализа, не может быть признано доминирующим, поскольку их выручка за 2019 год не превышает 400 миллионов рублей и учредителями данных хозсубъектов являются физические лица.

Потребители электроэнергии не имеют возможности выбрать энергосбытовую компанию, альтернативную той, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с сетевой организацией, к сетям которой подключен потребитель (ввиду отсутствия технической возможности). В этой связи в области сформировались локальные рынки купли-продажи электрической энергии (мощности), географические границы которых определяются протяженностью сетей, принадлежащих сетевой организации, у которой заключен договор на передачу электроэнергии с соответствующей энергосбытовой компанией.

Розничные рынки купли-продажи (поставки) электрической энергии относятся к потенциально конкурентной сфере деятельности, но только в условиях, когда продажа электроэнергии осуществляется несколькими энергосбытовыми организациями в зоне деятельности гарантирующего поставщика, на одной и той же территории в границах сетей соответствующей сетевой организации.

Учитывая социальную значимость розничного рынка электрической энергии (мощности), необходимо анализировать состояние конкуренции на указанном рынке, а также продолжать осуществлять антимонопольный контроль за действиями субъектов электроэнергетики.

 

  1.  Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности

 

Методика по расчету ключевого показателя развития конкуренции в определенной сфере купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии (мощности) в субъектах Российской Федерации (далее – методика) разработана в целях исполнения Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 №618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» (далее – Указ № 618), утвердившего Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 годы (далее – Национальный план), Перечня поручений Президента Российской Федерации №Пр-817ГС по итогам заседания Государственного совета Российской Федерации от 05.04.2018 года (далее – Перечень поручений Президента РФ).

Под организациями частной формы собственности понимаются хозяйствующие субъекты, совокупная доля участия в которых Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отсутствует или составляет не более 50%. Под участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в хозяйствующем субъекте понимается как их непосредственное участие в хозяйствующем субъекте, так и опосредованное участие, обеспечивающее распоряжение более чем 50 % общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица.

При осуществлении сбора информации об объеме товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке использовать следующий метод определения ключевого показателя:

- по объему (доле) реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении всех хозяйствующих субъектов с распределением на реализованные товары, работы, услуги в натуральном выражении организациями частной формы собственности и реализованные товары, работы, услуги в натуральном выражении хозяйствующими субъектами с государственным или муниципальным участием.

В качестве источника получения информации использовалась информация хозяйствующих субъектов, представленная в рамках проведения анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) в географических границах Амурской области за 2019 год.

Расчет ключевого показателя развития рынка по объему (доле) реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении всех хозяйствующих субъектов с распределением на реализованные товары, работы, услуги в натуральном выражении организациями частной формы собственности и реализованные товары, работы, услуги в натуральном выражении хозяйствующими субъектами с государственным и муниципальным участием осуществляется по следующей формуле:

 

                                       Vn

V ключевой     = ----------------х100, где

    показатель                 Vo

 

Vn – это объем (доля) реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (кВт ч) организациями частной формы собственности. Под которыми понимаются хозяйствующие субъекты, совокупная доля участия в которых Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования отсутствует или составляет не более 50%.

Vo – это объем (доля) реализованных на рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении (кВт ч) всех хозяйствующих субъектов (за исключением хозяйствующих субъектов с долей участия Российской Федерации более 50%, федеральных государственных унитарных предприятий, государственных корпораций, государственных компаний, федеральных бюджетных учреждений, федеральных автономных учреждений, федеральных казенных учреждений).

Согласно представленным данным, доля участия Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, в уставном капитале <…> составляет 61,2 %, то есть более 50%. Таким образом, из расчета ключевых показателей <…> исключается.

<…> также имеет в уставном капитале опосредованное участие Российской Федерации в лице Федерального агентства по управлению государственным имуществом, и из расчета ключевого показателя исключается.

Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере купли-продажи электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности на территории Амурской области (сведения по расчету приведены в Приложении 4):

 

                                                 Vn                          2928584696

V ключевой     = ----------------х100 = -------------------- x 100

    показатель                 Vo                         2928584696

 

Ключевой показатель развития конкуренции в сфере купли-продажи электроэнергии равен 100.

 

 

 

  1. Расчет ключевого показателя развития конкуренции в сфере производства электроэнергии (мощности) на розничном рынке электрической энергии и мощности, включая производство электрической энергии в режиме когенерации в Амурской области.

 

При осуществлении сбора информации об объеме товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на определенном товарном рынке необходимо использовать следующий метод определения ключевого показателя:

- по объему (доле) реализованных на товарном рынке товаров, работ, услуг в натуральном выражении всех хозяйствующих субъектов с распределением на реализованные товары, работы, услуги в натуральном выражении организациями частной формы собственности и реализованные товары, работы, услуги в натуральном выражении хозяйствующими субъектами с государственным или муниципальным участием.

В связи с проведением анализа состояния конкуренции на розничном рынке электрической энергии (мощности) Амурской области за 2019 год, данные для расчета ключевого показателя берутся из актуального анализа рынка.

Все организации, участвующие в производстве электрической энергии (мощности) на розничном рынке в 2019 году, имею частную форму собственности.

Расчет осуществляется также по формуле, приведенной в пункте 11 аналитического отчета. В расчете использованы данные хозяйствующих субъектов, которые производят электрическую энергию (данные для расчета приведены в Приложении 5).

 

                                       Vn                                  2481386

V ключевой     = ----------------х100 = ----------------  х 100

    показатель                 Vo                       2481386

 

Ключевой показатель развития конкуренции в сфере производства электроэнергии (мощности) на розничном рынке равен 100.

 

  1. Анализ соблюдения хозяйствующими субъектами запрета на совмещение деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно - диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии (мощности) за 2019 год.

 

Решения о реорганизации юридических лиц, совмещающих конкурентные и естественно-монопольные виды деятельности, Амурским УФАС России в 2019 году не выдавались.

Предписания в рамках контроля за экономической концентрацией о принятии мер, направленных на соблюдение запрета статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ «Об особенностях функционирования электроэнергетики и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об электроэнергетике» (далее – Закон 36-ФЗ) в 2019 году Амурским УФАС России не выдавались.

Амурское УФАС России в 2019 году не обращалось в суд с заявлениями о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемое при осуществлении деятельности по купле-продаже и (или) производству электроэнергии, в соответствии со статьей 6 Закона 36-ФЗ.

Амурское УФАС России не обращалось в 2019 году в суд с иском о принудительном расторжении договоров (контрактов), на основании которых юридическое лицо обладает правами на имущество, непосредственно используемого при осуществлении деятельности по производству и (или) купле-продаже электрической энергии, в соответствии со статьей 6 Закона 36-ФЗ.

Амурское УФАС России в 2019 году не обращалось в суд с заявлениями о принудительной продаже имущества, принадлежащего юридическому лицу на праве собственности и непосредственно используемого при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в соответствии со статьей 6 Закона 36-ФЗ.

Амурское УФАС России в 2019 году не обращалось в суд с иском о принудительном расторжении договоров (контрактов), на основании которых юридическое лицо обладает правами на имущество, непосредственно используемое при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, в соответствии со статьей 6 Закона 36-ФЗ.

Право на имущество, подлежащее принудительной продаже в соответствии со статьей 6 Закона 36-ФЗ, по результатам открытого аукциона на территории Амурской области, в 2019 году не передавалось.

Уведомления об использовании электростанций и иных объектов электроэнергетики в соответствии с абзацем 17 статьи 6 Закона 36-ФЗ в Амурское УФАС России в 2019 году не поступали и соответственно не рассматривались.

Компании, находящиеся в муниципальной собственности, осуществляющие свою деятельность в сфере электроэнергетики , на территории области отсутствуют.

Информация о выгодоприобретателях хозяйствующих субъектов в сфере электроэнергетики и принадлежности к группе лиц представлена в Приложении 3.

Под участием Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в хозяйствующем субъекте понимается как их непосредственное участие в хозяйствующем субъекте, так и опосредованное участие, обеспечивающее распоряжение более чем 50% общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный (складочный) капитал юридического лица.